Неточные совпадения
На одном съезде социал-демократов было высказано мнение, что пролетариат может лишить
личность ее, казалось бы, неотъемлемых прав, например, права свободы мысли, если это будет в существенных
интересах пролетариата.
— Катерина Васильевна, вы забываете, что я все это видел у нас, в Америке; для меня занимательны некоторые подробности; но само дело слишком знакомо мне.
Интерес новизны тут могут иметь для меня только
личности, которым обязано своим успехом это дело, новое у вас. Например, что вы можете рассказать мне о m-me Кирсановой?
В этом миниятюрном мире, где все взаимные отношения определяются в самое короткое время с изумительнейшею точностию, где всякая
личность уясняется до малейшей подробности, где нахально выметается в публику весь сор с заднего двора семейного пандемониума [21] — все
интересы, все явления делаются до того узенькими, до того пошлыми, что человеку, имеющему здоровое обоняние, может сделаться тошно.
По общественному жизнепониманию предполагается, что, так как смысл жизни заключается в совокупности
личностей, то
личности сами добровольно жертвуют своими
интересами для
интересов совокупности.
Вследствие обычая, передаваемого воспитанием и подтверждаемого религиозным внушением,
личности без принуждения сливали свои
интересы с
интересами совокупности и жертвовали своими для общего.
Общественное жизнепонимание оправдывалось только до тех пор, пока все люди добровольно жертвовали своими
интересами интересам общего; но как скоро явились люди, добровольно не жертвовавшие своими
интересами, и понадобилась власть, т. е. насилие для ограничения этих
личностей, так в общественное жизнепонимание и основанное на нем устройство вошло разлагающее его начало власти, т. е. насилие одних людей над другими.
Очень замечательная вещь, что есть добрые люди, считающие нас вообще и провинциалов в особенности патриархальными, по преимуществу семейными, а мы нашу семейную жизнь не умеем перетащить через порог образования, и еще замечательнее, может быть, что, остывая к семейной жизни, мы не пристаем ни к какой другой; у нас не
личность, не общие
интересы развиваются, а только семья глохнет.
— Издание газеты, — поучительно заговорил Смолин, перебивая речь старика, — рассматриваемое даже только с коммерческой точки зрения, может быть очень прибыльным делом. Но помимо этого, у газеты есть другая, более важная цель — это защита прав
личности и
интересов промышленности и торговли…
Не ясно ли, что во всей этой истории
интерес Петра ограничивается пока
личностью Гордона? Он пока не стоит за то, прилично или нет иноземцам быть при царских торжественных пиршествах; он уступает голосу, требующему, чтобы иноземец удалился, и только на другой день, по дружбе к этому иноземцу, хочет вознаградить его за полученное неудовольствие.
Служи ему собственным лицом, а не чрез посредство наемников; не процветай особо, но совместно с твоими соотечественниками, не утопай в бездельничестве и равнодушии, но стой грудью за други своя, жертвуй своими
интересами, своею
личностью, самоотвергайся!
Повторяю: в массе культурных людей есть уже достаточно
личностей вполне добропорядочных, на которых насильственное бездействие лежит тяжелым ярмом и которые тем сильнее страдают, что не видят конца снедающей их тоске. Чувствовать одиночество, сознавать себя лишним на почве общественных
интересов, право, нелегко. От этого горького сознания может закружиться голова, но, сверх того, оно очень близко граничит и с полным равнодушием.
Англия морем отделена от человечества и, гордая своей замкнутостью, не раскрывает своей груди
интересам материка, британец никогда не отступится от своей
личности; он знает великую заслугу свою, то неприкосновенное величие, тот нимб уважения, которым он окружил именно идею
личности.
В нашей выписке из статьи г. Головачева нет выражения: выкуп
личности; а разве она от того менее возмутительна для всякого читателя, не слишком близко принимающего к сердцу помещичьи
интересы?
Рассуждения г. Головачева вызвали возражение со стороны г. Ланге, который в «Русском» же «вестнике» заметил защитнику помещичьих
интересов, что «
личность крестьянина, по смыслу закона, не есть помещичья собственность и не подлежит выкупу» (№ 14, стр. 140).
Даже поэзия, всегда столь сочувствовавшая всему доброму и прекрасному и презиравшая мелкие, своекорыстные расчеты, даже поэзия постоянно увлекалась духом партий и классов и только в немногих частных явлениях возвышалась до точки зрения чисто человеческой, превышающей частные
интересы кружков или каких-нибудь особенных
личностей.
Некоторые находили, что мало показан Петр I; но я не могу и с этим согласиться: более показать Петра I было невозможно и не должно; его огромная
личность закрыла бы весь роман и, заставив побледнеть или уничтожив все другие
интересы — все бы не удовлетворила читателя.
Венеровский. Это так. Но я все-таки приму меры, чтобы не быть в дураках. Цель моя одна — вырвать эту девушку, хорошую девушку, из одуряющих и безнравственных условий, в которых она жила. И потому очевидно, что эта
личность не должна ничего потерять вследствие того, что она избрала меня, не должна быть лишена тех простых, наконец, удобств жизни. Я приму меры для ограждения ее
интересов.
И тем не менее в объективной действительности «классовый»
интерес может быть более человеческим, чем
интерес «национальный», т. е. в нем может быть речь о попранном достоинстве человека, о ценности человеческой
личности, в «национальном» же
интересе может речь идти об «общем», не имеющем никакого отношения к человеческому существованию.
Таким образом, это учение сознательно становится на сторону гения рода и видит нравственную правду в том, что
личность делается игралищем
интересов рода.
Из иностранцев самой крупной
личностью был Кине. Но я не помню, чтобы он произвел сенсацию какой-нибудь речью. Он больше вызывал в толпе
интерес своим прошлым как один из самых видных эмигрантов — врагов Бонапартова режима. Он был несомненный республиканец 1848 года, человек идей XVIII века, но гораздо больше демократ, чем сторонник социалистической доктрины.
И такой талант, как Шатобриан в своих «Memoires d'outre tombe» грешил, и как! той же постоянной возней с своим «я», придавая особенное значение множеству эпизодов своей жизни, в которых нет для читателей объективного
интереса, после того как они уже достаточно ознакомились с
личностью, складом ума, всей психикой автора этих «Замогильных записок».
Он уже хотел того типа культуры, который восторжествовал в коммунизме, хотя часто в карикатурной форме, — господство естественных и экономических наук, отрицание религии и метафизики, социальный заказ в литературе и искусстве, мораль социального утилитаризма, подчинение внутренней жизни
личности интересам и директивам общества.
Чернышевский, подобно Герцену и потом Михайловскому, отождествляет
интересы народа с
интересами человеческой
личности вообще.
Что для него, кроме чисто теоретического, совершенно бесплодного
интереса, представляет вопрос о том, как развивается
личность и в какой закоулок грозит завести нас нарождающийся капитализм?
За несколько дней перед этим в нескольких брюссельских газетах появились коротенькие заметки, извещавшие публику, что в такой-то день назначено к слушанию в суде исправительной полиции дело о маркизе Сансак де Траверсе, он же Савин, и его любовнице Мадлен де Межен, причем, конечно, не было забыто прибавление разных пикантных подробностей о
личностях обвиняемых, а также говорилось, что по распоряжению судебных властей дело это, ввиду его
интереса, будет разбираться в большом зале суда и что публика будет допускаться только по билетам.
Если мир «буржуазный» изобличали в том, что
личность человеческую и душу человеческую он делает средством и орудием материальных
интересов и материальной социальной среды, то еще более грешит этим мир «социалистический» — он не видит
личности человеческой, он не знает души человеческой, он ничего не знает, кроме материальной социальной среды.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько
личность Балашева. Видно было, что только то, что̀ происходило в его душе, имело
интерес для него. Всё, что̀ было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
Все оправдывалось
интересами социальных классов, отдельных групп и отдельных
личностей.
Политика реальная, в эмпирическом и метафизическом смысле этого слова, может быть основана лишь на идеях
личности и нации, с которыми должны быть согласованы и которым должны быть подчинены все групповые и классовые
интересы.
В России происходит духовная борьба тех, которые верят в объективное, абсолютное добро и правду и хотят их торжества, с теми, которые верят лишь в благо
личности и в
интересы человеческой массы и хотят их торжества.
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными
интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами — государями того времени; нужна кроткая и привлекательная
личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И всё это есть в Александре I; всё это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.